МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОПОМОЩИ
"СОДРУЖЕСТВО  ОФИЦЕРОВ"

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОПОМОЩИ

"СОДРУЖЕСТВО  ОФИЦЕРОВ"

 
 
Авторизация
/ Напомнить
Регистрация

Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке

Форум

Управление форумом (вход для администратора)

Как пользоваться форумом:

Авторизуйтесь на форуме, выберите раздел и тему, кликните по ней. Потом кликните "новое сообщение" или "ответить", появится окно сообщений, где Вы должны:

  1. Написать название темы;
  2. Написать сообщение;
  3. Вставить, при необходимости, смайлики;
  4. Выбрать, опять же при необходимости, файл фото на своем компьютере;
  5. Загрузить этот файл;
  6. Жмем "Добавить" и сообщение на форуме.
Сегодня  14 декабря, 2017 года,  время на сервере 23:52,  Ваш ник Гость

Форум

Форум
Тем
Обновление
Наш сайт
 
Каким Вы видите наш сайт
Напишите нам Ваши предложения по оформлению и содержанию сайта
4
Наполнение разделов сайта
31 августа 2017 года в 16:40
 
Правила форума
На этом форуме будут размещены правила для его участников.
0
Нет
Спорт
 
Спорт
Здесь мы рассказываем и обсуждаем о наших спортивных увлечениях и достижениях, о спортивных событиях в мире и стране.
243
Отдых
 
Отдых
Делимся предложениями и впечатлениями о том, как провести свободное время.
21
День войск РХБЗ
 
День Войск РХБЗ
Обсуждение предстоящего профессионального праздника
39
Уничтожение химического оружия в России
 
Уничтожение химичесского оружия в России
Итоги УХО за 10 лет существования Конвенции. Конвенция, ОЗХО Александр Горбовский доктор технических наук, профессор Химическое оружие - на свалку истории Прошло 10 лет со дня вступления в силу Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, которое состоялось 29 апреля 1997 года. В то время Российская Федерация, подписавшая Конвенцию в числе первых государств 13 января 1993 года в Париже, еще не завершила процесс ее ратификации и присоединилась к Конвенции на семь месяцев позже - 5 декабря 1997 года. Из всех существующих международных соглашений, Конвенция о запрещении химического оружия является беспрецедентным договором, регламентирующим полное, всеобщее запрещение и ликвидацию одного из видов оружия массового поражения под международным контролем Организации по запрещению химического оружия в Гааге. Реальный успех в области химического разоружения служит практическим примером успешного решения актуальной международной проблемы. Поэтому этапы возникновения, развития и запрещения химического оружия представляют особый интерес для читателей. Если задаться целью, чтобы установить первую попытку людей применить яды в качестве оружия, то этот поиск приведет в глубокую древность - к начальным этапам цивилизации. Еще в войнах древней Индии, две тысячи лет до нашей эры, применялись ядовитые дымы. В исторических источниках периода 2-7 веков до нашей эры имеются упоминания о применении отравленных стрел, заражении продуктов питания и использовании удушающих дымов в войнах на территории Китая, Греции и Северной Африки. Имеются документы, свидетельствующие о применении токсичных дымов в качестве осадного оружия в европейских войнах периода 15-17 веков [4]. Как это ни парадоксально звучит, но по мере приобретения новых знаний о законах природы и строения материи, человек использовал любые возможности, которые могли служить в качестве оружия. Не будем вдаваться в истинные причины войн, среди которых упоминают воинственную природу человеческого рода, привлекательность вооруженного насилия для захвата материальных ценностей и сырьевых источников, а также непримиримость классовой борьбы. Обратим наше внимание на широкий набор постоянно совершенствующихся средств вооруженной борьбы, основанных на различных принципах, и попытаемся ответить на вопрос, почему удалось договориться о полном запрещении и уничтожении под жестким международным контролем именно химического оружия? Часто упоминается о химическом оружии, как о самом варварском средстве ведения войны. Однако к этому следует относиться осторожно, потому что вряд ли удастся доказать, что смерть людей от ядерного, бактериологического, огнестрельного и даже холодного оружия более 2 гуманна. А в поиске причин исключительности химического оружия приходится учитывать большое число различных факторов, которые мы предлагаем нашим читателям рассмотреть вместе с нами. 1. История развития химического оружия и принятые меры по его запрещению Ограничась лишь упоминанием об использовании в древние времена отравленных пуль, ядов, удушливых и вредоносных газов, обратим внимание на то, что за долго до массовых поражений людей от применения химического оружия, дальновидные юристы и ученые стали настаивать на принятии международно-правовых мер по запрещению его использования в войне. Первоначальные упоминания об этих мерах относятся к СанктПетербургской декларации 1868 года о неприменении видов оружия, которые противоречат законам гуманности, а также международной декларации Брюссельской конференции 1894 года о запрещении применения ядовитых веществ и отравленного оружия. Серьезный призыв к запрету применения ядов прозвучал в 1899 году на первой мирной конференции в Гааге. В принятой конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» имеется положение, что «…договаривающие стороны соглашаются воздерживаться от применения любых снарядов, единственной целью которых является распространение удушливых или вредоносных газов». В новой редакции этой конвенции 1907 года появились статья 22, в которой указано: «…воюющие страны не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю…», и статья 23 с формулировкой: «…запрещается применять яд или отравленное оружие, снаряды или вещества, способные причинить излишние страдания» [4, 6]. Несмотря на то, что к Гаагской конвенции присоединились все европейские страны, химическое оружие заявило о себе в полную силу на полях сражений Первой мировой войны. Хотя имеются сведения [1] об использовании в 1914 году французами гранат и немцами снарядов с раздражающими веществами, однако первое крупномасштабное применение химического оружия было осуществлено 22 апреля 1915 года войсками кайзеровской Германии против французской армии в районе г. Ипр. В результате 5-минутного выпуска хлора из баллонов на фронте 6 км французские войска понесли серьезные потери: 15 тысяч пораженных, из них около 5 тысяч человек погибших. Оборона на участке фронта 8 км была совершенно ликвидирована [2]. В дальнейшем, в ходе войны химическое оружие неоднократно применялось армиями Германии, Франции, Англии, Австрии, Италии, США и России. Всего на полях сражений в период 1915-1918 гг. было применено 115 тысяч тонн отравляющих веществ. Основными способами применения были газобаллонная атака, стрельба химическими артиллерийскими снарядами и 3 газометами. В результате применения химическим оружием было поражено более одного миллиона человек, из них умерло 100 тысячи человек [2,3,4]. Выявляя причины столь масштабного использования химического оружия в Первой мировой войне, следует обратить внимание на достигнутый к тому времени уровень средств вооружения. Широкое использование армиями всех стран инженерных и фортификационных сооружений обеспечивали живучесть обороняющихся войск, а наличие скорострельных пулеметов и эффективных артиллерийских систем приводили к значительным потерям наступающих. При заблаговременно организованной обороне боевые действия носили позиционный характер и практически не влияли на ход войны. Представляет интерес высказывание по этому поводу Ф. Габера - директора германского института физической химии им. Кайзера Фридриха II: «Только после огромного разочарования, которое вызвала у нас окопная война, появилась мысль изыскать средство, с помощью которого удалось бы преодолеть сопротивление неприятеля и снова перейти к подвижной войне, которая неминуемо должна привести к победному концу» [3]. Именно к этому времени, вследствие бурного развития химической промышленности в основных странах Европы, появилась возможность использовать производимые в больших количествах ядовитые вещества для целей поражения людей на войне. Способность отравляющих веществ в газообразном состоянии проникать в окопы и блиндажи обеспечивали более высокую эффективность химического оружия для поражения укрытой живой силы по сравнению с обычным оружием, что и привело к быстрому развитию химического оружия в годы Первой мировой войны и его широкому применению на полях сражений. Однако устрашающие последствия применение химического оружия в войне оказало соответствующее воздействие на принимаемые решения в отношении международных правовых норм. Так мирный договор с Германией, заключенный в Версале 28 июня 1919 г., содержал статью 171, которая гласила: «Применение удушающих, ядовитых или других газов и всех аналогичных жидкостей, материалов и устройств запрещается, их производство в Германии и их ввоз в Германию строго запрещается» [4]. В период с 1920 по 1924 гг. на сессиях Совета Лиги наций обсуждаются вопросы о перспективах запрещения использования в войне химического оружия и проблемах защиты от него. В 1925 году в рамках работы Конференции по контролю над международной торговлей оружием, боеприпасами и орудиями войны в Женеве был разработан и 17 июня 1925 года принят «Протокол о запрещении применения в войне удушливых, ядовитых или других газов и бактериологического оружия». В течение трех лет этот Протокол ратифицировали 13 стран, включая Германию, Францию, Италию и СССР. Ратификационная грамота Советского Союза, как и других стран, содержала оговорку, что Протокол перестает быть 4 обязательным по отношению ко всем враждебным государствам, которые его нарушат. США ратифицировали Женевский протокол только в 1975 году [6]. Несмотря на то, что Женевский протокол не запрещал его участникам разрабатывать и производить химическое оружие, он имел огромное значение в международных отношениях и оказывал определенное сдерживающее влияние на агрессивные государства. Исторической вехой в проблеме запрещения химического оружия стала резолюция Совета Лиги наций от 12 декабря 1925 г., о подготовке к конференции по сокращению и ограничению вооружений. Уже на первом заседании подготовительной комиссии прозвучал призыв (выступление представителя Бельгии) о необходимости полного запрещения химического оружия, причем не посредством подписания соглашений о запрещении его применения, а установлением всеобщего контроля, исключающего разработку химического оружия в лабораториях и его производство на химических заводах. В ходе работы этой комиссии делегация СССР внесла проект дополнения к Женевскому протоколу, предусматривающий уничтожение всех орудий химической агрессии и бактериологической войны, прекращение их производства и организацию национального контроля выполнения этих мер. Была развернута работа в подкомиссиях и секциях по обсуждению комплекса технических вопросов, касающихся проблем контроля и санкций в случаях нарушения обязательств. В ходе работы Конференции по разоружению с 1933 по 1936 гг. разрабатывался и обсуждался проект текста будущей конвенции с целью дополнения и расширения Женевского протокола. Однако мнения делегаций различных стран по тексту будущего соглашения были противоречивыми и не позволили выработать окончательный документ. 22 января 1936 г. Совет лиги наций отложил дальнейший созыв Конференции по разоружению [4]. Дальнейшие события показали, что Женевский протокол был не в состоянии предотвратить химическую агрессию даже со стороны тех государств, которые его ратифицировали. В период с декабря 1935 г. по апрель 1936 г. Италия применила 675 тонн отравляющих веществ против Абиссинии, заявив, что этот акт является ответом на незаконные и жестокие методы ведения войны абиссинцами. При этом химическое оружие впервые применялось авиацией, что значительно увеличило масштабы воздействия и вызвало большие жертвы среди гражданского населения. Также имеются документы о фактах применения химического оружия во время гражданской войны в Испании в 1936 году и во время японского вторжения в Китай в 1937 году. [4]. После окончания Первой мировой войны в различных странах активно продолжались исследования в области новых отравляющих веществ. В следующей таблице в хронологическом порядке представлены данные об открытии и синтезе новых отравляющих веществ в период 1917 – 1958 гг.[6]. 5 Таблица 1 Хронология разработки основных отравляющих веществ Год открытия Условное наименование ОВ Автор, страна 1917 Люизит Льюис, США 1918 Адамсит Адамс, США 1935 Азотистый иприт Германия 1936 Табун Шрадер, Германия 1938-1939 Зарин Шрадер, Германия 1944 Зоман Кун, Германия 1952-1958 BZ США 1956-1958 V-газы Л.Э. Таммелин, США Р. Гош, Великобритания К началу Второй мировой войны основные страны существенно нарастили свой химический арсенал и продолжали производство химического оружия в ходе войны, подозревая своих противников в готовности развязать химическую войну. По мере развития химического оружия совершенствовались и средства противохимической защиты. Данные табл. 2 показывают, что первенство по количеству созданных запасов химического оружия держала Германия, которая располагала самыми токсичными в то время ОВ и заводами по их производству [4]. Открытие в Германии высокотоксичных фосфорорганических отравляющих веществ (ФОВ) позволило говорить о новом поколении химического оружия. Эффективность химических боеприпасов в снаряжении ФОВ по сравнению с ипритом выросла более чем в 10 раз. Таблица 2 Запасы отравляющих веществ некоторых воюющих стран на различных этапах Второй мировой войны Запасы ОВ, тыс. тонн Страны 1940 г. 1945 г. Германия 15 250 Англия 1,5 60 США 1,5 135 Япония 5 10 В ходе боевых действий на полях сражений Второй мировой войны химическое оружие крупномасштабно не применялось. Имеются отдельные факты такого применения Германией в 1939 г. в Польше и в 1942 г. в Крыму, а также использование ОВ в период 1942-1944 гг. в концентрационных 6 лагерях. Имеются сведения о применении ядовито-дымовых шашек и химические гранат Японией против американских войск во время боевых действий на островах Тихого океана. Возникает закономерный вопрос, почему во Второй мировой войне фашистская Германия не применяла химическое оружие против стран антигитлеровской коалиции? Исторические документы и факты, изложенные в материалах [4,5], позволяют понять логику событий и приблизиться к истинным причинам, которые помогли избежать химической войны. Наиболее кровопролитные сражения в войне развернулись на территории Советского Союза. По словам начальника химической службы германских войск генерала Окснера применение химического оружия лишь снизило бы быстроту наступательных операций в начальный период войны [4]. Тем не менее, в дневнике начальника генерального штаба Сухопутных войск Германии генерал-полковника Гальдера в различные периоды войны указывается на возможность применения химического оружия войсками Вермахта. Так в октябре 1941 года при наступлении 2,4 и 9 армий на Москву (операция «Тайфун») осуществлялась подготовка германских химических войск к боевому использованию. Имеется упоминание о готовности применения химического оружия в декабре 1941 года по Ленинграду. В дневнике Гальдера от 7 января 1942 года имеется следующая запись: «Полковник Окснер хочет мне навязать химическую войну против русских». В материалах СИПРИ [4] имеется ссылка на высказывание Окснера, что в период отступления немецких войск Германия могла бы применить химическое оружие, однако этот факт явился бы хорошим предлогом для ответного химического удара союзными войсками, имеющими значительный арсенал химического оружия и военное превосходство в воздушном пространстве на многих фронтах. Как стало ясно впоследствии, германская разведка существенно преувеличивала возможности Великобритании и Советского Союза по применению химического оружия, не сомневаясь даже в том, что США и СССР имели с то время на вооружении фосфорорганические ОВ. Таким образом, возможность ответного удара являлось действенным сдерживающим фактором в развязывании химической войны в период 1939-1945 гг. После окончания Второй мировой войны уже в рамках Организации Объединенных Наций была продолжена работа по обсуждению возможных международных норм в отношении запрещения химического оружия. В период 1946-1968 гг. проблема разоружения ставилась уже более широко и относилась в целом к оружию массового поражения, которое включало атомное, биологическое и химическое оружие. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1968 г., Генеральным секретарем был подготовлен и опубликован доклад о последствиях применения химического и биологического оружия. Основным выводом этого доклада явилось положение: «… перспективы мира во всем мире значительно улучшились бы, если бы был положен конец разработки, производству и 7 накоплению химических и бактериологических средств, предназначенных для военных целей, и если бы они были изъяты из военных арсеналов.» [4]. 26 августа 1969 г. был создан Комитет по разоружению в Женеве. Важнейшим достижением переговоров в этом Комитете явилось принятие 16 декабря 1971 г. Генеральной Ассамблеей ООН проекта Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Одновременно государства-члены ООН приняли обязательство продолжить переговоры о запрещении химического оружия. Вместе с тем, следует обратить внимание, что в послевоенный период США и СССР продолжали развивать и совершенствовать свой военнохимический потенциал. Причем до середины 70-х годов первенство по развитию химического оружия принадлежало США. Уже в конце войны были предприняты все меры для вывоза оборудования и интернирования в США немецких ученых, включая Г.Шрадера, и офицеров, имеющих отношение к химическому оружию. На основе открытий немецкими химиками нового класса высокотоксичных ОВ (зарин, зоман и табун) были развернуты работы по созданию эффективного военно-химического потенциала. В 1952г. США начали промышленное производство зарина на арсенале Рокки-Маунтин (штат Колорадо). В результате работ по синтезу ОВ Л.Э. Таммелином (1956-1958 гг.) был открыт новый класс высокотоксичных соединений, названных впоследствии V-газы. Эффективность химических боеприпасов с V-газом по сравнению с зарином возросла в 5 раз. Уже в 1961 году США приступили к промышленному производству V-газов на заводе в Ньюпорте (штат Индиана). На основе этих эффективных ОВ к концу 60-х годов в США были созданы значительные запасы химического оружия, включающие снаряды ствольной и реактивной артиллерии, боеприпасы авиации и боевые части ракет. В то время это был самый мощный и эффективный арсенал химического оружия, которому отводилось важное место при проведении операций Сухопутных войск. Часть химического арсенала США была размещена в Европе. В условиях существовавший в тот период политики «холодной войны» в Советском Союзе принимались необходимые меры по совершенствованию средств и способов защиты войск и населения от химического оружия. В качестве сдерживающей меры СССР также создает базу для производства фосфорорганических ОВ и боеприпасов для их применения. В связи с тем, что СССР создавал свой химический арсенал в снаряжении ФОВ на 10-15 лет позже США, его химические боеприпасы к началу 80-х годов были более совершенны. Кроме того, при создании химических боеприпасов использовались более высокие стандарты, которые обеспечили требуемую прочность боеприпасов и возможность их длительного хранения. В 1969 году США заявили о прекращении производства отравляющих веществ и объявили о готовности к переговорам по ограничению 8 химического и биологического оружия. Возможно, что понять истинные причины такого решения поможет рассмотрение следующих факторов: 1. В период 1961-1969 гг. применение США раздражающих веществ и средств для уничтожения растительности во Вьетнаме привело к многочисленным поражениям людей и хроническим болезням, что являлось предметом серьезных обсуждений в ООН. 2. К концу 60-х годов у некоторых типов химических боеприпасов возникли течи ОВ, что вынудило министерство обороны США провести затопление большого количества аварийных боеприпасов в океане и начать разработку технологий уничтожения химического оружия. 3. Большинство американских химических боеприпасов к концу 60-х годов устарели и уже не были приспособлены к новейшим и перспективным средствам доставки. 4. В США активно разрабатывалась технология так называемого бинарного химического оружия, которая открывала способ безопасного производства, перевозки и хранения боеприпасов, а также предоставляла возможность быстрого перевооружения химического арсенала при появлении новых ОВ. На дальнейший ход международных переговоров о запрещении химического оружия решающее влияние оказывали позиции двух стран США и СССР, обладающих в то время самыми большими запасами современного химического оружия в мире. 2. Подготовка текста конвенции о запрещении химического оружия и ее подписание в Париже Переговоры по проблеме запрещения химического оружия продолжались в рамках Комиссии по разоружению в Женеве. Вполне понятно, что реальные успехи этих переговоров напрямую зависели от позиций государств обладателей химического оружия, от той роли, которая отводилась этому оружию в военных доктринах этих стран. В этом отношении основное влияние оказывала политика «холодной войны», и противостояние сторон обусловило соревнование не только в области ядерного, но и химического оружия. Логика соперничества в интересах собственной безопасности диктовала каждой стороне необходимость отслеживать все шаги другой стороны в создании новых типов химического оружия. И эти усилия очень часто еще более осложняли ситуацию, потому что добываемая информация сторон друг о друге приводила к развертыванию новых направлений с целью достижения паритета или даже превосходства в создании химических средств вооружения. Но в ряде случаев, по причине недобросовестности источников информации, сообщались завышенные данные об успехах сторон, что приводило к неоправданным затратам в гонке создания более эффективного химического оружия. 9 К началу 80-х годов в США назрела крайняя необходимость принять решение в отношении своего устаревающего химического арсенала. Возможные варианты действий могли быть следующими: 1. Полное перевооружение существующего химического арсенала на основе последних научно-технических достижений; 2. Реализация бинарной технологии и создание более мобильного химического арсенала на ее основе; 3. Решение об отказе в использовании химического оружия в войне и его полном запрещении и уничтожении для всех стран. Первый вариант являлся самым дорогостоящим, так как требовалось уничтожить практически все ранее накопленные запасы и создать промышленную базу для производства современных химических боеприпасов. В отношении бинарного химического оружия вопрос представляется более сложным, так как эта технология обладает целым рядом недостатков, которых не имеет унитарное (обычное) химическое оружие. Бинарный боеприпас представляет собой маленький химический реактор, в котором отравляющее вещество образуется из двух или нескольких химических компонентов во время доставки боеприпаса к цели. Поэтому внутри боеприпаса после химической реакции получается смесь отравляющего вещества с побочными продуктами, снижающими его эффективность, как минимум в 1,5-2 раза. Более того, целый ряд конструктивных характеристик боеприпасов, которые определялись особенностями реакции смешивания в них компонентов, существенно затрудняли боевое применение этих боеприпасов. Бинарная технология без снижения уровня эффективности могла бы заменить обычное химическое оружие, если были бы найдены токсичные химикаты, как минимум в 2-3 раза более токсичные по сравнению с V-газами. Однако эта задача была практически не выполнима. Как было показано в работе Н.С. Антонова [9], предел токсичности для жидких отравляющих веществ достигнут на уровне V-газов. Любая попытка получения более токсичного отравляющего вещества, существенно превосходящего по токсичности V-газы, закономерно приводила к синтезу химикатов с большим молекулярным весом, которые при нормальных условиях могли существовать только в виде твердых веществ. Даже конструирование средств боевого применения твердых ОВ представляет значительные трудности, а создание бинарного химического оружия на основе твердых веществ - практически невозможно. Таким образом, попытка заменить существующее химическое оружие бинарным, не имело реальной перспективы. Тем не менее, начиная с конца 60-х годов, в США наращивались работы по созданию химических боеприпасов на основе бинарных систем зарина и V-газов. Широко обсуждались преимущества бинарной технологии, такие как безопасное производство малотоксичных компонентов, из которых ОВ образуются 10 только в боеприпасе, безопасное хранение и транспортировка химических бинарных боеприпасов. Отмечались также трудность контроля и возможность простой модернизации бинарных химических боеприпасов. Однако реальным достижением США за 30-летний период разработок явилось только завершение отработки 155мм боеприпаса ствольной артиллерии с бинарным зарином и доведение до летных испытаний конструкции авиационной бомбы «Big-eye» с бинарным V-газом. В чем же была причина, что США стремилась продемонстрировать свое серьезное намерение в реализации бинарной программы химического вооружения, несмотря на неутешительные практические результаты и ее очевидную бесперспективность? Возможно, что ответить на этот вопрос поможет оценка роли химического оружия в современной войне. К концу 70-х годов прошлого столетия произошли качественные изменения в системах вооружения и средствах поражения. Существенно повысились боевые возможности обычного оружия, поступили на вооружение системы высокоточного оружия, способные эффективно поражать важные точечные цели. Коренным образом изменились способы ведения боевых действий - в локальных и региональных военных конфликтах первостепенное значение приобрели авиационные и ракетные удары, а ввод в сражение группировок сухопутных войск отодвинулся на завершающий этап операции. Боевые действия предполагали отсутствие четких линий соприкосновения войск сторон, наличие открытых флангов и больших разрывов в оперативном построении войск. Войскам предстояло действовать на современной боевой технике, обеспеченной эффективными средствами противохимической защиты. Отпадала необходимость позиционного противоборства и прорыва подготовленной обороны войск противника. В этих условиях результат применения химического оружия в оперативно-тактической глубине переставал быть решающим, а его зависимость от погодных условий обусловливали непредсказуемость последствий и затруднение действий своих войск на зараженной местности. Что касается возможности использования химического оружия для поражения стратегических целей, то достигнутый уровень токсичности отравляющих веществ и эффективности средств доставки не позволяли решать такие задачи при современном уровне противовоздушной и противоракетной обороны. Таким образом, самым логичным вариантом решения в отношении химического оружия оказался отказ от его использования в войне, полное запрещение и уничтожение химического оружия для всех стран посредством международного договора с механизмом международного контроля. Более того, серьезная опасность в распространении этого оружия в странах третьего мира, а также возможность его использования террористами, усиливали необходимость принятие такого решения. 11 Тогда очень уместен вопрос, почему США в течение 30 лет называли бинарное оружие химическим оружием нового поколения, и даже приступили к его промышленному производству? Напрашивается только одно объяснение этому противоречию. При единственном варианте и необходимости отказа от химического оружия у США оставалось глубокое недоверие к СССР, обладающего к 1990 году современном по сравнению с американским военно-химическим потенциалом, а также сомнение в готовности Советского Союза пойти на аналогичный шаг. Вот почему, при активизации разработки текста конвенции в рамках Конференции по разоружению в Женеве и развитии двусторонних советско-американских переговоров по запрещению химического оружия, США продолжали разработку бинарного оружия (на деле ее только обозначали) и в декабре 1987 года даже приступили к промышленному производству 155мм бинарного артиллерийского химического снаряда. Видимо, нереальной программе создания бинарного химического оружия США отводили роль устрашающего фактора с целью вынудить Советский Союз ускорить химическое разоружение. В те годы было совершенно ясно, что реальные усилия и затраты США на работы в области бинарного оружия не соответствовали полноценной программе химического перевооружения. После объявления наработанных запасов бинарного оружия США это полностью подтвердилось, так как эти запасы составили менее 2% от общего американского химического арсенала. Нам не известно, знал ли Конгресс США о реальном положении дел с бинарным оружием или, утверждая выделение на бинарную программу значительных финансовых средств, действительно верил, что она сможет обеспечить химическое перевооружение в интересах национальной безопасности. Однако СССР, преследуя паритетные цели, после активизации американской бинарной программы, в тот период был вынужден в рамках исследований и разработок провести объективную оценку целесообразности создания бинарного химического оружия. Результаты этих работ показали, что бинарное оружие не имеет перспектив военного использования, так как уступает по эффективности унитарному химическому оружию. Опасение того, что производство бинарного химического оружия может быть выведено из-под контроля, также было снято посредством разработки соответствующих положений конвенции, обеспечивающих контроль и бинарного химического оружия. Все это и определило отсутствие в арсеналах бывшего СССР и России бинарных химических боеприпасов. В начале 80-х годов на Конференции по разоружению в Женеве активизировались переговоры по разработке текста конвенции о запрещении химического оружия (особенно после внесения основных положений этой конвенции Советским Союзом в июне 1982 года и представления США своего проекта в апреле 1984 года). Непосредственно над текстом конвенции начал работать Специальный Комитет по химическому оружию. На этом этапе в основу текста конвенции вносились положения об объявлении 12 запасов химического оружия, объектов по разработке, производству, хранению и уничтожению химического оружия, первоначальные процедуры контроля посредством инспекций, объявления и контроль химической промышленности по производству и потреблению химикатов. В проект текста конвенции государства-участники переговоров предлагали свои предложения, которые порой противоречили позициям других государств, в этом случае статьи, которые не были согласованы со всеми участниками переговоров, заключались в квадратные скобки. В 1987 году СССР подтвердил взятый курс на химическое разоружение-прекратил производство химического оружия и приступил к строительству промышленного объекта по его уничтожению в районе г.Чапаевска Самарской области. В октябре 1987 года для всех представителей стран-участников переговоров в Женеве Советский Союз организовал показ военного объекта в пос. Шиханы Саратовской области и продемонстрировал типовые химические боеприпасы [7]. Активизации переговоров по разоружению способствовала также активная поддержка Советским Союзом принципа международного контроля выполнения конвенции, в том числе посредством инспекций по запросу без права отказа. Важным фактором, ускорившим согласование проекта конвенции, являлись двусторонние советско-американские переговоры, которые завершились подписанием Вайомингского меморандума. На первом его этапе в 1989 году СССР и США обменялись взаимными объявлениями о своих военно-химических потенциалах и продолжали переговоры по подготовке второго этапа Меморандума и программе двустороннего технического сотрудничества. В целях решения конвенциальных проблем химического и биологического оружия, указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 1992 года № 160 был создан Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации (Химбиоком). Прежде всего, Комитет возглавил работу по подготовке к подписанию Конвенции, а в дальнейшем на него были возложены функции Национального органа Российской Федерации по выполнению обязательств Конвенции о запрещении химического оружия. 17 июня 1992 года Б.Н. Ельциным и Дж. Бушем было подписано «Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия». В развитие этого рамочного соглашения 30 июля 1992 года между Химбиокомом и Министерством обороны США было подписано Соглашение относительно безопасного, надежного и экологически чистого уничтожения химического оружия, которое предусматривало безвозмездную финансовую помощь России со стороны США. В конце 1992 года работа над текстом конвенции на Конференции в Женеве была завершена. Председателем Специального Комитета по разоружению немецким послом Вагнером было предложено убрать из текста 13 проекта конвенции несогласованные положения, заключенные в скобки, а основной текст конвенции рекомендовать всем странам для рассмотрения и подписания. На заключительном заседании Специального Комитета представителем Российской Федерации на переговорах было официально заявлено о неприемлемости для России двух пунктов проекта Конвенции: в отношении неопределенности права государства проводить конверсию объектов по производству химического оружия и оплаты международного контроля за счет инспектируемого государства-участника. Официальные представители основных западных государств заверили о намерении оказать помощь России в приемлемом решении данных вопросов до вступления конвенции в силу. Кроме этих проблем при принятии решения на подписание конвенции вызывала серьезную озабоченность России значительная стоимость уничтожения запасов химического оружия. По инициативе председателя Химбиокома в августе 1992 года было официально заявлено послам западных государств, акредитованным в Москве, о финансовых проблемах, связанных с выполнением конвенции и влиянии их на решение о возможности ее подписании. Это заявление послужило основой для формирования в последующие годы коалиции западных государств, которые предоставили финансовую и техническую помощь России в уничтожении запасов химического оружия и объектов по его производству. При том понимании, что основные проблемы России по выполнению Конвенции будут решены в рамках Организации по запрещению химического оружия, а государства-участники предоставят России финансовую помощь на химическое разоружение, 13 января 1993 года в Париже Российская Федерация в числе первых государств подписала Конвенцию о запрещении разработка, применения и накопления химического оружия и его уничтожении [8]. 3. Подготовка России к выполнению международных обязательств в области химического разоружения и ратификация Конвенции В соответствии со своими положениями Конвенция подлежала ратификации подписавшими ее государствами согласно их конституционным процедурам (статья XIX). Конвенция вступает в силу через 180 дней после даты сдачи на хранение 65-ой ратификационной грамоты, но не ранее чем через два года после ее открытия к подписанию (статья XXI). Для осуществления Конвенции (статья VIII, параграфы 1 - 3), включая деятельность по международному контролю, государства-участники учреждают Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО). Местопребывание штаб-квартиры ОЗХО было определено в Гааге, Королевство Нидерландов. В период после подписания и до вступления Конвенции в силу консультации и сотрудничество государств по проблемам Конвенции осуществлялись в рамках Подготовительной Комиссии (ПК) ОЗХО, образованной в соответствии с Парижской резолюцией 1993 года из 14 представителей стран, подписавших Конвенцию. Рабочие группы экспертов от всех стран под руководством ПК приступили к проработке нерешенных вопросов и процедур Конвенции для подготовки к принятию решения по ним на 1-ой Конференции членов ОЗХО при вступлении Конвенции в силу. Успешной подготовке к вступлению Конвенции в силу способствовало российско-американское сотрудничество в двустороннем эксперименте по процедурам контрольного механизма Конвенции и технологии уничтожения отравляющих веществ. После согласования процедур объявлений и проверки в 1994 году был осуществлен 2 этап Вайомингского меморандума по взаимному обмену данными о всех военно-химических объектах США и России и проведению взаимных инспекций в полном соответствии с положениями Конвенции. Специально оснащенные российские инспекционные группы осуществили контроль пяти объявленных американских объектов, в том числе двух объектов посредством инспекций по запросу, а соответственно американские группы проконтролировали пять российских объектов. Этот эксперимент укрепил уверенность сторон в работоспособности процедур контроля химического разоружения, изложенных в Ко
0
Нет
Сейчас на форуме  Пользователей: 2 Зарегистрированных: 0 Гостей: 2
 

Новости организации

12.12.2017 ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ РХБ ЗАЩИТЫ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ОТКРЫТИИ ПАМЯТНИКА МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.М. ВАСИЛЕВСКОМУ В КОСТРОМЕ 12 Декабря

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ РХБ ЗАЩИТЫ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ОТКРЫТИИ ПАМЯТНИКА МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.М. ВАСИЛЕВСКОМУ В КОСТРОМЕ 12 Декабря
В День Героев Отечества, 9 декабря, в Костроме на улице Дзержинского состоялось торжественное открытие памятника уроженцу Костромской земли, ..

11.12.2017 ПРИГЛАШЕНИЕ ОТ РОО "КОСТРОМСКОЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВО"

13 декабря 2017 года в 18.00 на «Памятный вечер, посвященный 110-летию со дня рождения Арсения Тарковского и 85-летию со дня рождения Андрея ..

11.12.2017 Отчетно - выборное собрание РОО "Костромское землячество"

Отчётно- выборное собрание РОО "Костромское землячество" 2 декабря в Москве в здании Совета Федерации состоялось отчётно- выборное собрание РОО ..
Все новости
 

Copyright © МООВ "Содружество офицеров" 2011 

 

Сайт создан Web студией А.Овчинникова 

Сайт создан по технологии SiteEdit